Существует множество способов преобразить дом снаружи, а также защитить его от негативных воздействий внешних факторов. Сегодня поговорим о фасадной вагонке.

В этой категории есть несколько разновидностей. Каждый из вариантов имеет право на существование, к тому же спрос покупателей не позволяет материалы полностью убрать из производства.

vagonka-na-fasade

Содержание:

Особенности и преимущества материала

Когда-то гладкие доски небольшой ширины использовались для обшивки вагонов, потому и получили такое название. Потом их начали применять для отделки внутренних помещений, а сегодня есть варианты и для декорирования внешних стен.

Главной особенностью вагонки является строение детали – каждая панель имеет, с одной стороны, паз, с другой – шип. Благодаря этому облицовочная конструкция будет максимально герметичной.

Данный вид облицовки чаще всего используется в частном строительстве. Все благодаря доступной стоимости, а также нехитрому монтажу. Если внимательно прочесть инструкцию, которая прилагается к продукции, то даже человек далекий от отделочных работ сможет сделать все самостоятельно.

vagonka-na-fasad

Для наружной отделки

Строительный рынок предлагает несколько видов данного отделочного материала. Первый признак, по которому классифицируют вагонку — это материал, используемый для изготовления облицовки:

  1. Дерево – для наружных работ используют более стойкие к внешним раздражителям породы. Отлично подходит лиственница, сосна, кедр и дуб.
  2. Пластик – более дешевый и при этом достаточно качественный и популярный вариант. Сырьем является поливинилхлорид.

Еще один критерий, в зависимости от которого выделяют виды фасадной вагонки – внешний вид:

  • вагонка-панель – это тонкие полосы напоминающие доски, в случае, когда изготавливаются из ПВХ. Если для производства используется пиломатериалы – то доску отшлифовывают со всех сторон и обязательно добавляют шип и паз;
  • блок-хаус – по внешнему виду напоминает оцилиндрованное бревно, при чем неважно натуральный или синтетический материал используется для изготовления;
  • американка – такая вагонка укладывается внахлест, потому придает оригинальности строению;
  • планкен – изготавливают исключительно из древесины – это доски шириной не более 14 см, а острые ребра их стесаны под углом. Благодаря такому строению детали есть возможность плотно уложить все элементы.

chto-takoe-planken

Отдельно рассмотрим такой вид как «евровагонка». Основными отличиями являются следующие моменты:

  1. Производится исключительно из древесины.
  2. Контролируется европейскими стандартами качества.
  3. Стоит немного дороже.

Как правильно выбрать материал для обшивки фасада

Для начала придется определиться, что хочет владелец – натуральную облицовку с ее или качественную имитацию. Потому сначала рассмотрим все преимущества и недостатки каждого варианта.

derevyannaya-vagonka

Деревянная

Выглядит такая облицовка привлекательно и солидно. Если ранее дом был возведен из дерева, то это отличный вариант обновить фасад и сохранить внешний вид. Из преимуществ выделяют:

  • экологическая безопасность;
  • шумо и теплоизоляция;
  • прекрасный внешний вид;
  • устойчивый к механическим воздействиям;
  • пропускает влагу из внутренних помещений, что позволяет сохранять комфортный микроклимат без дополнительных систем вентиляции.

Evrovagonka

Но, конечно, есть и недостатки:

  1. Необходимость регулярно обновлять защитный слой, чтобы облицовка прослужила как можно дольше.
  2. Легко воспламеняется.
  3. Есть вероятность повреждения грызунами, насекомыми.

Если такой вариант наиболее предпочтителен, то первое на что необходимо обратить внимание при покупке — это условия хранения. Если деревянная вагонка находилась в помещении с повышенной влажностью, то скорее всего, впитала много влаги. На фасад устанавливают хорошо просушенный облицовочный материал.

derevyanaya-vagonka

К тому же на нем не должно быть явных дефектов:

  • синевы;
  • вмятин;
  • сучков;
  • перекосов.

Из ПВХ

Пластиковый вариант отделки представлен не только имитацией под дерево, есть варианты с разными текстурами, но и однотонные панели. Какими же преимуществами обладает такая вагонка:

  1. Более низкая цена по сравнению с деревянной.
  2. Срок службы без изменения внешнего вида около 10 лет.
  3. Не гниет.
  4. Биологическая инертность.
  5. Быстрый монтаж.
  6. Простой уход.

plastikovaya-vagonka-s-imitatsiey-naturalnogo-dereva

Не обошлось и без недостатков:

  • невысокие показатели прочности – легко повреждается при прямом ударе. Исправить дефект не получится, придется заменить целую деталь;
  • требует дополнительного слоя термоизоляции;
  • возможны изменения линейных размеров при охлаждении или перегреве;
  • прямой контакт с огнем вызывает оплавление фасадной вагонки.

При покупке такой продукции обязательно обращают внимание на внешний вид. Как на лицевой, так на тыльной стороне должны отсутствовать:

  • следы повреждений;
  • залысины на декоративном слое;
  • перекосы изделия.

PVH-vagonka

Обязательно просмотрите сертификаты качества независимо от того, какой вид фасадной вагонки выбрали для декорирования своего дома.

Стадии монтажа

Материал можно укладывать несколькими способами;

  • горизонтальный;
  • вертикальный;
  • елочка.

Самыми популярными сейчас являются первые два. Они более быстры и удобны. А вот последний позволяет сделать оригинальный рисунок на фасаде, что позволит выделить строение из общей картины застроек. Сегодня ознакомимся с монтажом фасадной вагонки горизонтально на стены дома.

montazh-derevyannoy-vagonki-diagonal

Установка каркаса

Первое что нужно сделать так это подготовить фасад:

  • убрать навесные конструкции;
  • очистить стены от загрязнений и старой отделки (штукатурка, краска);
  • заделать глубокие трещины или отверстия;
  • обработать поверхности защитными составами.

Material-dlya-izgotovleniya-karkasa-pod-sajding

После полного высыхания стен укладывают паропрницаемую пленку, которая позволит испарениям легко выходить наружу и не задерживаться в комнатах.

Далее, приступают к монтажу обрешетки. Для этого используют деревянный брус. Его обязательно обрабатывают защитными пропитками. Можно воспользоваться и металлическим профилем, все зависит от материальной возможности владельца, а также его личных предпочтений.

Каркас удержит облицовочную конструкцию из фасадной вагонки. К тому же под отделку можно уложить утеплитель, а обрешетка надежно его зафиксирует. Работают по такому плану:

  1. Выполняют разметку.
  2. От каждого угла отступают 10–15 см – это место для первого бруска.
  3. Последующие элементы размещают через 50–70 см или на таком расстоянии, которое соответствует ширине утеплителя.
  4. Фиксируют бруски дюбелями непосредственно к стене.
  5. Правильность установки деталей проверяют строительным уровнем.

vagonka-amerikanka

Монтаж теплоизоляции

Под фасадную вагонку лучше использовать плитный утеплитель. Он более плотный и не будет проседать в процессе эксплуатации. Материал плотно помещается между элементами каркаса. Нужно следить чтобы не было зазоров, а также, чтобы утеплитель не топорщился. Такие изъяны становятся «мостиками» холода.

Монтаж гидроизоляции

Поверх теплоизоляции застилают гидроизоляционную пленку. Она защитит утепляющий материал от влаги, которая может попасть под обшивку. Барьер укладывают горизонтальными полосами, делая нахлест 10–15 см. Для более надежной фиксации используют дюбеля-зонтики. Они также зафиксируют утеплитель.

gidroizol

Установка каркаса под финишную обшивку

После того как все слои уложены, делают контробрешетку, которая выполняет сразу несколько функций:

  1. Создает вентиляционный зазор. Здесь беспрепятственно циркулирует воздух и удаляет излишки влаги, которые выходят из внутренних помещений.
  2. Удерживает облицовку – в нашем случае фасадную вагонку.

Отделка наружного слоя

Теперь уже можно приступить к монтажу отделочного материала. Всегда начинают работу снизу – при установке горизонтальным способом, и от левого угла – при вертикальной фиксации. Работают так:

  1. Первую деталь фиксируют к нижнему краю обрешетки на гвозди или степлер. Эта панель будет удерживать всю конструкцию, а также задавать ход отделке. Если установить неровно, то все последующие элементы буду косить и изменить будет все сложно. Потому обязательно пользуемся строительным уровнем и делаем все не спеша.
  2. Вагонку размещают так, чтобы шип находился вверху. Это поможет избежать затекания атмосферных осадков под облицовку.
  3. Следующие детали легко надеваются на шип предыдущей.
  4. Последнюю деталь также фиксируют к обрешетке.


Чтобы сделать конструкцию герметичной на углах и стыках используют специальные декоративные накладки.